Таинство любви

Проповедь, произнесенная священником Николаем Петровым, в Великую Пятницу на выносе Плащаницы в храме св.блгв.цар.Димитрия

Он был предан за грехи наши и уязвлен за беззакония наши. Как Агнец перед стригущим его безгласен, так не отверзает уст своих.
Не гасит льна тлеющей людской злобы. Но и не переламывает надломленной отступничеством трости людской судьбы.
Молча удаляется из Генисаретских пределов по просьбе людей, переживающих из-за потери свиней. Кротко уходит с тех мест, где Его хотят схватить.
Запрещает говорить о совершенных Им чудесах. И говорит Сам Иуде: «Что делаешь, делай скорее».
Не призывает 12 легионов ангелов Себе на помощь. Но и не призывает к покаянию второго разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте.
«Научитесь» — говорит — «от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем!»
И стоит, и стучит в двери нашего сердца…
Но сколько раз сопротивлялись Ему и отцы наши, и мы!?
«Иерусалиме, Иерусалиме! Сколько раз Я хотел собрать вас, как птица собирает себе птенцов под крылья, а вы не захотели. Се оставляется дом ваш пуст!»
Я говорил: «Кто потеряет душу свою Меня ради, тот спасет ее». И вот Я отдаю жизнь свою, а ваш дом, пожелавших сохранить свои души, остается пуст.
Я говорил: «Кто любит мать или братьев больше Меня, недостоин Меня». И вот Я оставляю Матерь Свою и братьев, а ваш дом, хоть и полный людей, остается пуст.
Я говорил: «Кто хочет быть первым, да будет всем раб». И вот Я, как раб, распят на Кресте, а вы всё спорите о старшинстве, хотя дом ваш уже пуст.
Я говорил: «Кто хочет быть Моим учеником, да возьмет крест свой и за Мной идет». И вот Я понес Крест свой, а вы и часа не смогли побыть со мною в молитвах, не отвлекаясь мыслями. И остается дом души вашей пуст.
Я учил подставлять другую щеку, и Сам теперь подставил, а вы хотите мстить друг другу, и потому оставляется дом ваш пуст.
Я учил отдавать требующему и последнюю одежду, и вот, без всякой одежды, смотрю на делящих Мой хитон. А вы думаете о том, как вы выглядите,  и вид, и взгляд ваш становится пуст.
Я учил возлюбить врагов, и вот возлюбил и вас, предающих Меня…
Как учил, Сам занял среди всех последнее место…
Сам стал словно мытарь и грешник…
Как прокаженный вне града…
А город ваш, и храм, и вся жизнь ваша без Меня — пусты.
Не рыдайте обо Мне, плачьте лучше о себе и детях ваших. Если с зеленым деревом это делают, с сухим что будет?
С вами что будет?
Если Господа, единственного зрячего, сделали в смерти слепым, со слепыми что будет?
Если руки, всех исцелявшие, пригвоздили ко Кресту, что с руками блудников будет?
Если ноги Спасителя, благовествующего мир, пробили гвоздями, что с ногами, спешащими к пролитию крови,  будет?
Вот храм, который вы сами разорили!
Вот Агнец, которого вы сами распяли и смерти предали!
А Он перед нами безгласен и не отверзает уст Своих. Во смирении суд Его взятся.
Не обличает больше фарисеев. Не вразумляет своих нетерпеливых и непонятливых учеников. Молится за неведающих римских воинов, которые распинают Его.
И спасает всех этих лицемерных, непонятливых, неведающих.
Что мы сотворили Тебе, и что Ты нам воздал?
За оцет – Причастие. За пригвождение ко Кресту – прощение грехов. За трость – Свой Промысел. За копие – Свою благодать. За то, что мы не любили Тебя, Свою безмерную, безграничную любовь.  За предательство – изведение из ада наших предков. За убийство – будущее воскресение всех нас.
Что мы слышим? «Се оставляется гроб Мой пуст!»
Как это может быть? «Се оставляется ад ваш пуст?!»
Я открою гробы ваши,  Я изведу вас из гробов ваших, людие мои…
Я соединю кости ваши, каждую к составу своему, потому что сейчас ребра Мои проткнуты копием. Я протяну по вашим телесам кожу, потому что ныне Моя кожа вся изранена бичами. Я вдохну дух в плоть вашу, потому что ныне испустил свой дух на кресте. Я изведу вас от гробов ваших, людие Мои, Я открою гробы ваши, потому что ныне не открываю уст Моих.
Он был мучим за грехи наши, и уязвлен за беззакония наши. Грех мира нашего на Нем, ранами Его мы исцелились.

О, Господи, Ты явил нам каким должен быть человек, Ты и был Совершенный Человек, говоривший со властью,  и смирявшийся даже перед учениками; открывавший людям небесные тайны и доступный последним грешникам; любивший детей и заботившийся о покое для учеников; плакавший с Марфой и Марией и с гневом смотревший на жесткость фарисеев.
Ты прекрасней Иосифа, многострадальнее Иова, Ты – Новый Адам, и Исаак, всё-таки принесенный в Жертву. Ты – исполнение всех пророчеств,  и явление Божественного Замысла о человеке,  спасение всех поколений, начало и конец всех живущих. Первый в Божественном достоинстве любви и праведности, первый в человеческом достоинстве смирения и истинного послушания Богу, первый по своей воле сошедший к смерти, первый, не удержанный адом, Первенец из умерших, Перворожден из мертвых.

Что сейчас — я, мы; наши грехи, наши трудности; наше незнание или, наоборот, наше знание без исполнения на деле; наши слабости и даже наша будущая смерть?
Когда Ты смиренно за всех нас сошел к смерти, царски явился во аде, и хочешь явить нам Божественное воскресение.
Как же хорошо нам здесь быть с Тобой, как же прекрасно иметь Тебя в себе, как же сладко сказать Тебе: да будешь Сам всем во всех. Ей, гряди Господи Иисусе. Аминь.