Таинство любви

ИЗ БЛОГА ОТЦА НИКОЛАЯ ПЕТРОВА. ПРИЧАСТИЕ

Всем церковным людям понятен смысл и необходимость Таинства Причащения. Это таинство является «церковнообразующим». Без него не может существовать ни Церковь, ни христианин. В этой статье я хотел сказать о том, как это таинство возможно богословски описать. Ведь даже то, что человек причащается, не может гарантировать, что он правильно понимает, что происходит на Литургии.

Вначале нужно заметить, что христианство является единственной религией, которая «уважает» материю, которая не считает материю злом и недостатком совершенства, но наоборот исповедует ее вечность, ее необходимость для полноты существования человека. Другими словами мы верим в преображение вселенной, в наше воскресение, и основа этого – то, что Сам Сын Божий воплотился (то есть принял и человеческую материальную природу (вместе с духовной) в Свою Ипостась).

Поэтому, наверное, Бог и избрал для самого тесного общения с Ним такой странный способ – съедение Его Плоти и Крови, который казался чудовищным и самим иудеям, и с древности служил поводом для нападок на христиан, и обвинений в убийствах и каннибализме. Действительно, если вдуматься, мы верим в то, что «едим» Тело Христа. Наверное, только диким племенам это покажется не странным, они считают, что приобретают свойства – силу, хитрость и т. д. съеденных животных. Нам, конечно, привычнее выражать свое обращение к Богу поцелуем, поклоном… А мы «пережевываем» и «проглатываем» Тело Нашего Спасителя… Поэтому, наверное, «просвещенное» человечество хочет объявить (протестанты давно это сделали) причастие «символом», «воспоминанием». Боюсь, что и многие из православных так объясняют это себе. А так нельзя, ведь Сам Спаситель неоднократно в Евангелии однозначно говорил о том, что для спасения необходимо есть Его Плоть и пить Его Кровь.

Итак, в Чаше Причастия не хлеб и не вино, не символ и не образ, а Истинные Тело и Кровь Христовы по существу и свойствам, и поскольку принадлежат Личности Сына Божия, мы кланяемся им, как Самому Христу. Через каждую частицу св. Тела или каплю св. Крови мы соединяемся Всему Христу. Свойства хлеба и вина сохраняются, поскольку связаны не с «идеей» хлеба и вина, но с их молекулярным физическим составом. (Так и лепесток цветка – уже не цветок, но имеет и запах, и цвет). К слову сказать, молекулярный состав всего сотворенного одинаков – и тела, и хлеба. Святые отцы часто проводили параллель того, что происходит на Литургии, с тем, что происходит в человеке: еда (в том числе и хлеб) становится телом человека. Только на Литургии это происходит не естественным, а сверхъестественным образом.

Чудесным образом Христос «принимает» в свою человеческую природу и хлеб с вином, находящиеся на престоле. Они полноправно принадлежат Ему, как и вознесенное и находящееся одесную Бога Отца Тело. Их сущность (природа) меняется с земной (хлеб) на обоженную (Тело Христово). И мы, причащаясь, соединяемся в наиболее возможной полноте со Христом: телесно через принятие Его Тела (которое становится и нашим), духовно, так как Тело Христа неразрывно связано с Его «человеческим» духом, и «личностно» познаем Его, так как это Тело принадлежит Личности Сына Божия.

Это служит обожению и нас самих, уже в этом тленном мире служит залогом будущего преображения и всеобщего воскресения. Бог не только однажды вошел Своим Воплощением в этот мир, но и является каждый раз вначале на престоле, а потом и в нас. В тварном мире, благодаря существованию причастия, всегда присутствует Божество!

http://www.sestra-miloserdiya.ru/stud/o_nikolay/620/