Таинство любви

О САМОМ ГЛАВНОМ

Все хочу написать тебе о самом главном, но начинаю писать о каких-то мелочах, стараюсь написать о них так, чтобы тебе было интересно, трачу время, силы и так и не могу перейти к самому главному, ради чего я и начал всю эту переписку с тобой. Давно уже я записал эти слова, с которых хотел начать:
«Шел сегодня, смотрел на встречных и удивлялся, сколько людей в мире не читают ни евангелия, ни молитв; не ходят по воскресениям на литургию! Они ходят по улицам городов, читают новости и живут себе так, как им кажется правильным. Неужели они забыты у Бога? Я знаю Христа через Таинство Церкви, а как Господь участвует в их жизни? У них есть разум, есть представление о добре и зле, они хотят быть счастливыми, но они же не знают Христа! Когда я еду с ними в трамвае или троллейбусе, я очень хочу, но стесняюсь спросить: «Как у вас дела? Нашли ли вы счастье? Знаете ли вы, что есть Тот, Кто любит вас больше, чем вы сами любите себя?» Мне хочется им помочь, но я понимаю, что им не понравится, если я начну к ним с этим на улице приставать…»
Вот тогда я и решил переписываться с тобой. Ты — один из этой толпы, и чтобы поговорить с тобой, я все это и затеял. Боюсь, что читают это те, для кого и не предназначены эти тексты, кто и без моих объяснений все знает. Мне их тоже жалко, хочется и для них написать что-то полезное и утешительное, и тогда вообще получается полная ерунда. Я попадаю посредине между тобой и ими. Им — это известно, а тебе — непонятно. Может писать вам отдельно? Вот сейчас я хочу написать только для тебя.
Мой дорогой! Я знаю, ты сомневаешься в том, что есть Бог. Ты иногда думаешь, что, может быть, вообще ничего нет, и тебе все только снится. Но все-таки, подумав, ты согласишься со мной, что ЕСТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ. Правда? Мы, может быть, не можем правильно назвать это. Не можем его понять. Но оно же есть! Есть только два варианта определения того, что лежит в основе всего, что есть. Оно или что, или КТО. Ты — это не «что», ты — «кто», ты — личность. Я в этом не сомневаюсь. Надеюсь, ты тоже. А вот про все то, что вне нас, ты не знаешь, есть ли там Кто. Все, что ты слышал о Нем, тебя не удовлетворяет. Тебе это кажется слишком примитивным или слишком заумным. Должен сказать тебе, что ты во многом прав. Всё, что знают о Нем, несравненно меньше того, что Он есть. И в то же самое время, Он простая основа всего того многообразия, которое являет нам окружающий мир. Ты иногда называешь себя агностиком. В этом ты тоже отчасти прав, потому что в своем существе Он не познаваем. Мы не можем узнать Его усилием разума. Напрягая наши чувства, мы не можем увидеть Его. Мы знаем о Нем только то, что Он открывает нам о Себе. Тут ты справедливо скажешь, почему же Он не открывает Себя тебе? И мне нечего на это ответить. Это для меня мучительная загадка. Мне бы так хотелось, чтобы Он открылся тебе. Я Его все время об этом прошу. Можно я и тебя попрошу обратиться к Нему и попросить, чтобы Он явил Себя и тебе? Ты скажешь, как же я могу просить Его, если я не уверен, есть Он или нет? Но если ты хочешь это узнать, это главный способ, который я могу тебе предложить. Можно, конечно, читать про Его встречи с теми, Кому Он открылся, можно читать о том, как Его описывают те, кто узнал о Нем. Но может быть, тебе Он откроется по-другому. Ведь у Него с каждым свои отношения. Ты можешь не узнать Его по описаниям других. Даже если ты убежден, что нет Никого, к тебе, как ко всякому человеку, приходят иногда сомнения, и ты начинаешь думать: а вдруг Он есть? Если такое произойдет —  обратись к Нему. Просто скажи, еще лучше молча крикни, как зовут о помощи в кромешной мгле, как пытается кричать утопающий (вдруг на берегу кто-то есть!), как кричат, не зная, есть ли кто в соседней комнате. Попроси Его: Если Ты есть, дай мне узнать Тебя!
Хочу тебе честно сказать, что здесь есть одна трудность. Он может не отозваться сразу. У меня было такое. Я кричал, просил, но Он молчал. Теперь я понимаю почему. Я был очень испорченным, глупым мальчишкой, и у меня было свое представление о том, каким Он должен быть, и я не просил, а требовал. Если ты сможешь отбросить все свои представления о том, каким Он должен быть, а каким не быть, и попросишь Его, Он обязательно ответит.
Есть еще один способ узнать Его. Хорошо было бы тебе заходить иногда в церковь, потому что Он обещал, что будет там, где будут собираться ищущие Его. Я точно знаю, что Он есть здесь среди нас. Правда, хочу тебя предупредить, что в храме собираются люди, большинство из которых далеко не святые. Здесь в храме есть и хорошие люди, и очень хорошие, и плохие. Есть и очень плохие. Разобраться, кто какой, у тебя не получится, ты и не старайся это делать, ты же пришел сюда не для того, чтобы судить других и раскладывать их по полочкам: высший сорт, первый, второй, пересортица, третьей свежести, а этого вообще на помойку… Лучше думать о всех, кто стоит рядом с тобой или в алтаре, что они тоже пришли сюда, как и ты, в надежде встретиться с Ним. Он иногда являет Себя самым последним грешникам и ставит их выше признанных всеми праведников. Бывает, Он дает ощутить свое присутствие тем, кто пришел в храм первый раз, а завсегдатаи могут ничего и не почувствовать.
Ну и последний способ, о котором я хочу тебе рассказать. Есть замечательная книга, которая может явить тебе Его образ. Это – Евангелие. Она написана и для тебя. Когда ты будешь читать ее, Он будет рядом с тобой. Ты можешь найти в ней слова, сказанные Им для тебя и о тебе. Будет немного страшно, но и очень радостно, когда Он вдруг среди привычных слов откроет тебе Тайну Своего присутствия в твоей жизни.
Он знает тебя. Он любит тебя. Он ищет тебя. Он ждет тебя.