Таинство любви

Великая Суббота

Великая Суббота — это день между самым страшным днем Распятия Христа и Пасхой — днем самым радостным.
В этот день в центре храма лежит изображение избитого, израненного, распятого Тела Христа, замученного до смерти.
Эта икона – копия той самой Плащаницы, в которую было обернуто тело Господа Иисуса Христа после снятия с Креста и затем положено во гроб. Сегодня подлинная Плащаница Спасителя хранится в Соборе св. Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине. Она представляет собой кусок льняного полотна длиною чуть больше четырех метров и шириною метр с небольшим. Многолетние научные исследования Плащаницы выявили, что на ней запечатлены свидетельства о последних мгновениях жизни Иисуса Христа и о Его воскресении — почему она и называется иногда «Пятым Евангелием».
Свидетельства о существовании Плащаницы появляются в исторических хрониках с начала 6 века. Ее история богата событиями, но то, что  произошло с Плащаницей на пороге века двадцатого, нельзя назвать иначе как чудом.
1898 г. один итальянский фотограф сфотографировал Туринскую плащаницу. Когда он начал проявлять снимок, он оцепенел: с негатива на него взглянул Сам Христос. Духовное впечатление от Лика Христа, поражающего своим неземным выражением красоты и благородства, усиливалось осознанием того факта, что этому «фотоснимку» в человеческий рост уже более тысячи лет, а изобретению фотографии на то время было всего чуть больше полувека!
«Всю ночь просидел фотограф в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя».
С тех пор наука бьется над разгадкой тайны Плащаницы. Ученые ищут ответ на вопрос, с помощью какой техники нанесено изображение на ткань, – ведь это не рисунок, не печать, не давление?
Исследователи были очень серьёзные: криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Результаты исследований обсуждались на международных синдологических конгрессах (от слова sindone, что значит плащаница).
С появлением новых возможностей науки и техники ответы на некоторые вопросы были найдены. И, прежде всего, стало ясно, что изображение на Туринской плащанице является нерукотворным. Оказывается, оно появилось в результате воздействия некоего излучения, которое буквально выжгло образ на  материи. Некоторые учёные полагают: энергия излучения была подобна ядерному взрыву, после которого на стенах остались тени исчезнувших предметов и людей…
И не находилось никакого другого более разумного и правдоподобного объяснения, кроме того, что излучение исходило от Тела Христа и было вызвано Его Воскресением, которое, вероятно, сопровождалось какими-то ядерными процессами. Воскресение так изменило Тело Господа, что, как рассказывает Евангелие,  Он стал проходить сквозь «двери затворенные», чего не делал ранее, Его не узнавали  ближайшие ученики т. п.
Истинность  евангельских свидетельств подтверждалась буквально каждым специалистом, который исследовал Туринскую плащаницу.
Так, ботаники установили, что Плащаницу покрывает пыльца растений, характерная для Ближнего Востока. Более того, некоторые из них росли только в окрестностях Иерусалима.
Ученые в области судебной медицины подтвердили, что на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные кровоизлияния от удара копьем. Словом, все соответствует тому, что написано в Евангелии о страданиях Христа.
Монеты, которые по древнему похоронному обычаю положили на веки Человека, обернутого в Плащаницу, и отпечатки которых есть на материи, историками идентифицированы как те, что имели хождение в период правления императора Тиберия, — то есть именно в то время, когда пострадал и воскрес Иисус Христос.
Искусствоведческий анализ показал, что именно Лик с Плащаницы является прототипом для древнерусских и византийских икон Христа. Например, при помощи компьютерных технологий установлена идентичность изображения Лика на Туринской плащанице и на знаменитой иконе XII века «Спас Нерукотворный», хранящейся в Псковской галерее.
Конечно, Господь не привлекает к Себе насильно, поэтому у нас никогда не будет каких-то совершенно неопровержимых «научных доказательств» Воскресения Сына Божия. Да наука и не обладает достаточной компетенцией, чтобы рассмотреть Бога «под микроскопом». Но в то же время теперь, после изучения Плащаницы учеными, ни один человек, способный мыслить логически, уже не сможет обосновать свое неверие тем, что наука что-то там «доказала».
И тем не менее, познакомившись с результатами исследований Плащаницы, целый ряд ученых-атеистов обратился к вере. «Он действительно воскрес!», — констатировал неверующий профессор Сорбоны Овелаг, когда ему стали известны выводы научных изысканий.
Сегодня в православные храмы придет множество людей. Вряд ли все они знают о Плащанице. Как помочь им узнать об этой величайшей святыне, которая сохранена Богом для уверения в истинности произошедшего чуть меньше двух тысячелетий назад  в Палестине?
12