Таинство любви

Ответ на вопрос про пост

Добрый день! Я позволю себе ответить Вам публично, не называя Вашего имени. Может быть, это будет интересно не только для Вас. С одной стороны, хорошо, что Вы »активно задумались над постом». Думать о том, почему надо поступать так или иначе, очень важно. Но с другой стороны, меня очень огорчило, что Вы совсем перестали соблюдать пост. Ведь он был установлен Богом еще в раю до грехопадения. Нарушение его как раз и было началом всех тех неприятностей, которыми наполнена наша жизнь. Ева вкусила от запрещенного плода не только из-за гордости, как Вы пишите. Она, как написано в Библии, соблазнилась его красотой, ей захотелось его попробовать, и она не смогла удержаться. Я думаю, что в совершении этого греха участвовало и тело, желания которого она не захотела сдержать. Конечно, самый страшный грех — гордость. Осуждение других. Это страшней, чем нарушить пост. Но в человеке все связано. Если он будет правильно поститься, ему будет легче бороться с гордостью. Вы раньше постились неправильно. Хорошо, что Вы это теперь поняли. Конечно, пост это не объедение постной пищей, и, конечно, неправильно сначала голодать, а потом набрасываться на еду. Очень верно Ваше замечание, что надо стремиться к золотой середине. Церковь, по слову одного западного святого, относится к телу, как к ослу. Если его не кормить —  не сможет работать, но если перекормить и дать волю, будет тот же результат. Пост необходим, чтобы приучить себя к воздержанию. Ничего страшного, если телу будет немного некомфортно. Но нельзя духовным младенцам навязывать чересчур строгие правила. Нельзя строго поститься, если тело и так ослаблено болезнью или человеку в дороге трудно найти постную пищу. Каждый для себя выбирает свою меру поста, которая включает не только то, что он ест, но и то, сколько и когда. Я бы не советовал Вам из одной крайности бросаться в другую. Вам поститься очень полезно. Неправильно, прислушиваясь к своему телу, не прислушаться к голосу Церкви. Жаль, что у Вас, по видимости, нет духовника, которому бы Вы доверяли. Нельзя доверять своему телу, оно очень лукаво и испорчено грехом. В посты Церковь предлагает всем отказаться от мяса. В раю мяса не ели, не ели и до потопа, и не будут его вкушать в Царствии Небесном. Его вкушение в пост может быть оправдано только строгой рекомендацией врача при тяжелом болезненном состоянии тела или невозможности найти другую пищу. Вы пишите, что у женщины из-за строгого поста может не случиться беременность. Мне кажется, Вы перебарщиваете. Если и бывают такие единичные случаи, то они очень редки. Кроме того, в пост и не предполагается вступать в такие отношения, за которыми следует беременность. Если Вам трудно в храме стоять, конечно, можно присесть. Можно взять с собой маленький раскладной стульчик, если сесть не на что, как это делают в Оптиной пустыни. Но в храмах Греции, о которых Вы пишите, садятся только иногда, большую часть службы стоят. Конечно, если человек не может стоять, от него не требуется вставать даже при чтении Евангелия, но те, кто понимают, что происходит во время службы, просто не могут сидеть, когда совершается Великий Вход или начинается евхаристический канон. Простите, мне кажется, что в поиске «золотой середины» Вы впадаете в другую крайность. Хотел бы Вас от этого предостеречь и посоветовать, конечно же, думать о том, как жить; конечно же, обращать внимание на свое тело; но вместе с тем, прислушиваться к голосу Церкви и не во всем доверять себе.