Таинство любви

НА ВКУС В ЧАШЕ ХЛЕБ И ВИНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТА?

 

 

Мы знаем, что при совершении евхаристии на предложенный нами хлеб сходит Святой Дух. Схождением Святого Духа на престоле при произнесении  тайносовершительных слов, при молитве всей Церкви, этот хлеб прелагается, пресуществляется в Тело Христово, становится Телом Христовым, по вкусу и по виду оставаясь хлебом. На вкус, когда я причащаюсь Святых Тайн, я чувствую, что это хлеб и вино. Но душа моя преображается, когда причащается.  Я прекрасно помню, как менялась моя жена после причастия Святых Таин. Я видел изменения в ней, потому что она была мне самым близким человеком. В других людях мне это менее заметно, но в ней я видел, как менялся стиль ее поведения, как менялась интонация голоса, как менялось выражение ее глаз. После причастия человек преображается, он делается иным.

 

Но причастие Тела и Крови Христовых может быть человеку и в осуждение. Есть замечательный рассказ из одного жития, про причастие в осуждение. Один подвижник видел, что когда некоторые братья подходили к Чаше, Ангел брал со лжицы причастие и уносил в алтарь. А какое-то темное существо влагало в уста братьев горящие уголья. Это бывало тогда, когда человек причащался недостойно. Нельзя магически соединиться с Богом. Только в детских сказках есть такие вещества, такие слова и действия, которые меняют человека без его усилий. Можно их применять, как мертвую или живую воду, можно их произносить и совершать, не понимая их смысла. Но если причащаться без рассуждения, не понимая, Чему ты причащаешься, невозможно воспринять причастие в его полноте. Даже можно причаститься в осуждение. Мы причащаем детей по вере их родителей и крестных, причащаем верующего человека, если он из-за тяжелой болезни находится в бессознательном состоянии, но нельзя причащать человека, если он не верит в чудо пресуществления или не знает об этом Таинстве. Когда я служил священником на сельском приходе, мне приходилось причащать пожилых людей, которые из-за старости уже не могли понять вполне Тайну Причастия, но я им по совету иеромонаха Павла (Троицкого) объяснял смысл Таинства, они повторяли за мной молитву перед причастием. Причащал я их, как причащают детей, которые, конечно не все могут понять. Но все-таки вера необходима, когда мы причащаемся Святых Таин. Без этой веры причащаться нельзя. Замечательный подвижник, архимандрит Таврион (Батозский) говорил, что, когда совершается литургия, совершаются два чуда. Одно чудо — это то, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа, а второе чудо — это то, что мы в это верим, это тоже чудо. Вера — это тоже чудо.