Таинство любви

КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ БОГА

Новозаветные заповеди отличаются от 10 ветхозаветных своей формой. Если в Ветхом Завете заповеди — это требование, почти приказ — «не убий!», » не укради!», «помни!», то в Новом Завете Бог призывает нас, но не требует. Он не говорит:  «будьте нищи духом!», «плачьте!», «будьте милостивы!».  Он говорит о счастье тех, кто исполняет Его слова. Есть в Евангелии место, где он говорит о горе тех, кто не слушает Его: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… » (Мф 23, 13).

Чтобы выполнить приказ, нужно усилие воли. За неисполнение приказа может грозить наказание. А как отозваться на призыв? Не страх, а любовь ко Христу может помочь.  Как научиться этой любви? Не любви к ближнему, которого ты видишь; о нуждах, которого ты знаешь; а  любви к Богу. Заповедь о любви к Богу больше, чем заповедь о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь»  (Мф 27, 37-38).  Как полюбить Того, Кого ты не видишь? Того, Кто не нуждается ни в чем? Это не любовь-жалость, не любовь-сострадание; а любовь-преклонение, любовь-восхищение. Что бы любить, надо знать Того, Кого ты любишь. Как можно говорить о любви к Богу тем, кому неведом Христос? Бог словами одного великого русского святого обращается к тем, кто не хочет знать Его:

«Почему ты, человек, Меня оставил?

Почему … пристал к врагу Моему?

 

Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел.

Вспомни, что ради тебя Я  бесчестие, раны, страдания принял.

Вспомни, что ради тебя Я позорною смер­тью умер.

 

С неба Я сошел, чтобы тебя на небо возве­сти.

Смирился, чтобы тебя вознести.

Обнищал, чтобы тебя обогатить.

Бесчестие принял, чтобы тебя прославить.

Был уязвлен, чтобы тебя исцелить.

Умер, чтобы тебя оживить.

 

Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял.

Ты виноват, а Я казнь принял.

Ты должник, а Я долг заплатил.

Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер.

 

Этой ли ты Моею любовью пренебрега­ешь?

Вместо любви ненависть воздаешь.

Вместо Меня грех любишь.

 

Почему не хочешь ко Мне прийти?

Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Ме­ня.

Блаженства ли хочешь? Всякое блаженст­во у Меня.

Красоты ли хочешь? Что красивее, более Меня?

Славы ли хочешь? Кто прославленнее бо­лее Меня?

Богатства ли хочешь? У Меня всякое бо­гатство.

Премудрости ли хочешь? Я Премудрость Божия.

Помощи ли ищешь? Кто поможет, кроме Меня?

Врача ли ищешь? Кто исцелит, кроме Ме­ня?

Веселия ли ищешь? Кто увеселит, кроме Меня?

Утешения ли в печали ищешь? Кто уте­шит, кроме Меня?

Покоя ли ищешь? У Меня обретешь по­кой душе твоей.

Мира ли ищешь? Я есмь мир душевный.

Жизни ли ищешь? У Меня источник жиз­ни (см. Пс. 35:10).

Света ли ищешь? «Я— Свет миру» (Ин. 8:12).

Истины ли ищешь? «Я — Истина» (Ин. 14:6).

 

Итак, почему не хочешь прийти ко Мне?

Просить ли опасаешься? Кому Я прося­щему с верою отказал?

Грехи ли не допускают тебя? Я за грешни­ков умер.

Смущает ли тебя множество грехов? Более у Меня милосердия.

 

«Придите ко Мне, все труждающиеся и об­ремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)».

Святитель Димитрий Ростовский. Откровение Господа. Христос грешную душу к себе призывает (текст приводится с сокращениями)